Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина
Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ
«Навсегда остался я поэтом…»
«Навсегда остался я поэтом…»
«Коллективное обсуждение» феномена Сергея Есенина в книге Дмитрия Силкана
Дмитрий Силкан. Сергей Есенин. «Навсегда остался я поэтом…» (серия «Век великих») — М.: АСТ, 2018. — 480 с.
На основе личного опыта осмелюсь предположить, что с середины 50-х годов прошлого века и вплоть до нынешнего дня Сергей Есенин — самый любимый русский поэт в России. Впереди всех: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Маяковского, Блока, Твардовского, Рубцова и множества других замечательных поэтов. Казалось бы, почему? Но этот видимый парадокс можно очень просто объяснить.
Есенин — просто психологически «свой» для большинства населения нашей страны, совсем недавно почти поголовно крестьянской, но чуть ли не в одночасье, по историческим меркам, ставшей городской. А все наши сограждане в возрасте 60+ не просто помнят «свою» берёзку/яблоньку или первую любовь на «малой родине», но это, можно сказать, «ядро» их личной и коллективной «деревенской» психологии, которую они транслировали собственным, уже вроде бы «городским», детям и внукам. И вдобавок вот не было в России массовой, на протяжении десятков или даже сотен лет, «ломки» традиционного сознания, «пытки фабрикой», «пытки городом», — процесса, который сформировал «развитые» страны Запада. И, сколько ни кричи про ГУЛАГ, про то, что якобы «половина страны сидела, а другая половина охраняла», — в худшем случае через тюрьмы и «зоны» за 1925–1953 гг. прошло не более 50 млн. человек.
Для сравнения: за период 1950–1970 годов в города Советского Союза переехало не менее 51 миллиона вчерашних сельчан, а городское население РСФСР (без учёта передачи Крыма в состав УССР и включения Карело-Финской ССР в состав РСФСР) увеличилось с 36,3 млн. человек в 1939 году до 81 млн. человек в 1970 году — более чем вдвое.
Творчество Сергея Есенина — практически полностью и уж точно больше, чем чьё-либо ещё из его предшественников, современников и последователей, — соответствует этой доминирующей послереволюционной и в особенности послевоенной психологической «матрице» нашего общества. Конечно, плюс молодость, красота и яркая биография поэта…
Возможно, лет через 20-30 эта «кровная пуповина», которая всё ещё связывает даже нынешнюю, «постиндустриальную» Россию с Есениным, будет полностью и бесповоротно перерезана нынешними «детьми смартфонов». Возможно, книга Дмитрия Силкана, которая опирается на высказывания почти пяти десятков современных деятелей отечественной культуры «вокруг Есенина», фиксирует почти последние моменты такого «общего кровообращения».
Удивительно, но во всей книге, которую автор представляет в качестве «коллективного обсуждения» феномена Сергея Есенина (под собственной, разумеется, модерацией), нет ни единого есенинского стихотворения, ни единой есенинской строфы, ни единой есенинской строчки, ни единого слова о них. Кажется, Дмитрия Силкана творчество поэта вообще не интересует. Можно предполагать, что в реальности это не так, что это всего лишь установка исследователя, выполненная им от а до я, но сам по себе факт более чем показательный. Да и добрая половина избранных автором референтов тоже воспринимает Есенина исключительно как объект своего абстрактно-академического интереса. Их не касается «Отговорила роща золотая…», «Клён ты мой опавший…», «Не жалею, не зову, не плачу…» — им важнее «деконструкция есенинского мифа». Есенин для них уже не «свой»: ни по почве, ни по крови, ни по духу.
Но, надо отдать ей должное, книга Дмитрия Силкана пытается опосредовать своим дискурсом, ракурсом и рекурсом (отражениями отражений) куда более широкий спектр современных представлений о творчестве «последнего поэта деревни», представленный такими современными отечественными писателями и поэтами, учёными и публицистами разных поколений «нелиберального» лагеря, как Владимир Бондаренко, Владимир Гусев, Всеволод Емелин, Геннадий Иванов, Владимир Крупин, Сергей Куняев, Владимир Личутин, Сергей Сибирцев, Андрей Фефелов и многими другими.
И эта «скрытая масса» своим воздействием, в конце концов, разрушает избранную автором — искренне или же провокационно? — установку. В завершение своего «коллективного обсуждения» Дмитрий Силкан не только позволяет внести в созданную им картину совершенно чуждые для этой установки мазки тем, кто совершенно по-иному воспринимает есенинское творчество, но и сам называет Сергея Есенина «словесным кудесником, что «выколдовывал» новое искусство», а попытки каким-либо методом «зафиксировать» его феномен, тем самым лишив будущего, — бессмысленными. Что это, поражение автора или его победа в борьбе с самим собой? Лично я склонен выбрать всё-таки последнее.
Георгий Судовцев. Авторский блог. 27 января 2019 г.
Газета «Завтра»
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.